Улицы города, представляли собой естественные грунтовые дороги иловатого происхождения, которые в жаркое время года покрывались толстым слоем песчаной пыли, а в ненастье – грязью.
Про эту вездесущую пыль писал в
своих воспоминаниях декабрист А.Ф. Бригген: ««…Особенно неприятны здесь ветры,
облака пыли омрачают небо и мешают дышать… и вряд ли что-нибудь можно противопоставить этой пыли, которая проникает
повсюду, проникает во все поры, но, удивительно, что воспаления глаз довольно
редко для этого края, и в целом, климат
довольно благоприятный для здоровья, хотя нельзя сказать, чтобы он был мягким и
приятным».
Как я уже писала, дороги в Кургане всегда были далеки от идеала. На проезжей части образовывались такие ухабы, что не только весной и осенью, но и летом нельзя было проехать, не рискуя сломать себе шею. Тротуаров не было и в помине. Жители ходили прямо по середине улицы. Весной и осенью грязь была такая, что когда ямщик бросался за клиентом, пешеходы, идущие по улице вынуждены были плотно прижиматься к стенам домов, чтобы не быть с ног до головы обрызганными грязью. В сентябре 1907 года в учебных заведениях города несколько раз даже отменяли занятия, из-за того, что учащиеся просто не могли добраться до своих учебных заведений.
Немногочисленные улицы освещались масляными, а затем керосиновыми фонарями. Обслуживал их специальный человек – фонарщик, который утром гасил, а вечером зажигал их снова. Фонарщиками нанимались люди небогатые. Но фонари светили очень тускло, да и стояли они друг от друга слишком далеко, поэтому вечером на улицах было не только грязно, темно, но еще и страшно, так как, кроме всего прочего, по вечерам в городе разгуливали пьяные ватаги молодых людей, называвших себя «парежанами», о которых я упоминала ранее, наводивших ужас на горожан.
В 1910 году в Кургане
насчитывалось 25 улиц и переулков, три площади, три городских и общественных
сада, один бульвар, семь кладбищ: три православных, католическое,
магометанское, иудейское и воинское.
В 1914 году Городская Дума повелевает
домовладельцам центральных улиц и переулков устроить возле своих домов и
магазинов тротуары из асфальта, бетона и каменных плит, а также высадить
деревья. На все дома прибить именные
таблички, жестяные, окрашенные и написанные масляной краской, размером не менее 4х7 вершков, с обозначением на них
имени, отчества и фамилии домовладельцев или названия учреждения и номер дома. Но
из-за начавшейся Первой мировой войны, все это пришлось отложить до лучших
времен.
В
первые годы советской власти постепенно начинают приводить центральные улицы
города в порядок. Полностью замостили улицу Свободы, Троицкий переулок и
подвозной путь к железнодорожной станции, началась подготовка к асфальтированию
улицы Советской. В 1927 году курганский Горсовет постановил обязать всех
владельцев и арендаторов домовладений в городе полностью отремонтировать
тротуары в черте своих владений за собственный счет. Планов по благоустройству
города было много, но опять помешала война, и все вопросы по благоустройству
города отошли на третий план. Правда, порядок в городе периодически пытались наводить
силами общественности. В 1944 году на благоустройстве города было отработано
30000 человеко-дней. На воскресники вышли учителя школ и учащиеся, а также
домохозяйки. Были почищены тротуары, выкопаны канавы для слива воды, посажено
около 5000 деревьев. Но всего этого было крайне недостаточно.
Город продолжал утопать в грязи.
В 1946 году Курган посетил Нарком
путей сообщения Л.М. Каганович, его машина застряла возле вокзала, и ее
вытаскивали с помощью танка, и так происходило несколько раз. В Москву было
доложено о том, что творится в областном центре - Кургане: асфальтированных улиц нет, тротуаров нет, освещения нет, зеленых насаждений тоже нет.
И в
Кургане началась большая стройка. Первыми застраивались центральные улицы:
Ленина, Гоголя и Красина.
Строители укладывали асфальт,
строили 4-5-этажные дома, объекты
культурно-бытового назначения: детские сады, школы, больницы, магазины, клубы,
Дворцы культуры, библиотеки и многое другое.
За
короткий период времени практически весь центр города был заасфальтирован, но
все еще плачевным оставалось положение некоторых окраинных улиц города,
например, улицы Береговой.
Несмотря на то, что на ней располагалось много жилых
строений и учреждений, улица была не замощена, не проложены даже деревянные
тротуары. Весной и осенью прохожие не могли перейти улицу. В Северном поселке
некоторые улицы не имели трафаретных табличек, номера домам присваивали сами
хозяева, один и тот же номер встречался в разных концах улицы. На одной стороне
мирно уживались четные и нечетные номера и т. д. Из-за этого постоянно возникала путаница.
В 1950-х годах в городе мирно соседствовали старые деревянные
дома и новые пятиэтажки. В 1960-70-х годах застраивались окраины города,
активно строились микрорайоны Заозерного. За короткий период в городе открылось
несколько гостиниц, кинотеатров, больниц, школ, бассейнов и Домов культуры. Высажено большое количество деревьев и
кустарников. Через десять лет город было не узнать! До сих пор люди, давно не
посещавшие Курган, с ностальгией вспоминают о красивом, зеленом, чудном городе,
каким был Курган в 1960 -70-е годы.
В 1966 году «Ленгипрогор»
разработал «Схему расселения Кургана на 400 – 450 тысяч жителей. Но, увы, этому
не суждено было случиться. В 1990-х годах количество населения
уменьшается. Строительство социальных
объектов и жилья замораживается. Началась совсем другая эпоха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий