Жители Кургана, особенно
автомобилисты, совершенно недовольны узкими улицами нашего города, которые явно
не рассчитаны на такое большое количество автомобилей. Когда идет ремонт
какой-нибудь улицы, другие становятся, чрезвычайно перегружены.
А как обстояло дело с транспортом
в старом Кургане?
В ХVIII – ХIХ веках основным видом транспорта,
конечно, были повозки, дорожные коляски, запряженные лошадьми, существовал
извозный промысел. В 1880 году Городские власти приняли решение о создании
биржи извозчиков и обложении извозного промысла особым сбором в доход города.
В конце ХIХ века появляются велосипеды, которые, правда, несколько
отличались от современных. В 1905 году для тех, кто пользовался велосипедами, были
утверждены специальные правила езды.
20 апреля 1898 года Городская
Дума разрешила купцу Герману Емельяновичу
Лукианову в виде опыта на один год содержать в Кургане дилижанс, который
не очень прижился в нашем городе.
В 1910 году в Кургане были
зарегистрированы 216 извозчиков. Правда, труд их был нелегким, дороги в Кургане
всегда были далеки от идеала. Так описывали улицы Кургана современники: «Улицы
города представляют собой естественные грунтовые дороги иловатого происхождения.
В жаркое время года они покрываются толстым слоем песчаной пыли, а в ненастье –
грязью. Вследствие этих отрицательных качеств улицы являются довольно
неудовлетворительными путями сообщений при передвижении экипажей вообще и
пожарных обозов в частности. Мощеных улиц пока совершенно не имеется».
В 1909 году легковым извозчикам
были определены места стоянок: возле Богородице-Рождественского Собора и около
ярмарочного столба на Верхней торговой площади. У ярмарочного столба
утверждалось поочередное дежурство одного извозчика с 10 часов вечера до 4
часов утра. В 1919 году, в связи с нестабильной ситуацией в городе, извозчики стали брать вопреки таксе, установленной Городской Думой – 5 рублей, по 10, 20 и более рублей за один конец, за полтора часа езды по городу – 40 рублей, за два конца – 30 рублей.
В начале ХХ века у некоторых
достаточно обеспеченных граждан появляются личные автомобили, в основном марки
«Форд». В связи с началом Первой мировой войны в городе и уезде была произведена
мобилизация автомобилей и мотоциклов. Из представленных пятнадцати автомобилей
и двадцати пяти мотоциклов, годными для несения военной службы оказались только
четыре автомобиля и один мотоцикл.
В советское время на смену
гужевому транспорту все больше приходят автомобили. В 1926 году в городе было
уже шесть транспортных организаций: «Транспорт», «Совторгфлот», «Автопромторг»,
«Моспогруз», «Грузовик» и «Грузартель». Особенно по всем показателям лидировала
артель «Грузовик». В газетах сообщалось, что: в артели «Грузовик» организовался
кружок по подготовке Ворошиловских стрелков. Исполком горсовета за хорошую постановку
финансовой работы вручил переходящее Красное знамя коллективу артели
«Грузовик». Для поощрения ударников производства Правление артели приобрело постоянные билеты для посещения городского
театра на сумму 2750 рублей.
В 1929 году Железнодорожное
добровольное общество оборудовало из старого автомобиля автобус на восемь
человек, и сразу же приступило к
перевозке пассажиров со станции Курган в город, за очень дешевую плату (25-30
копеек). Это была первая ласточка автобусного движения в нашем городе.
В 1935 году был произведен
подсчет транспорта в городе. Оказалось,
что в Кургане имелось: 20 грузовых автомобилей, 6 легковых, 4 мотоцикла и около
400 велосипедов.
В 1936 году в Кургане было
образовано первое автотранспортное предприятие – автоколонна № 6, которое
занималось перевозкой грузов и пассажиров.
С 3 апреля 1938 года в Кургане
стало курсировать пассажирское такси по маршруту: Вокзал – улица К. Мяготина -
улица Ленина – улица Куйбышева – Спиртзавод. Стоимость проезда в один конец
составляла 50 копеек. В 1940 году было организовано регулярное движение
автобуса по маршруту Курган – Белозерское. В отчетах за 1941 год указывалось,
что за 4,5 месяца 1941 года на автобусах автотранспорта было перевезено 92 тысячи
пассажиров.
Различные организации города охотно
приобретали для своих нужд грузовые автомобили, например, в 1940 году
Мясокомбинат приобрел 4 машины марки «ЗИС», Хлебокомбинат – 3.
Жители Кургана в качестве
транспорта активно использовали велосипеды. В 1940 году в личном пользовании
граждан имелось 1140 велосипедов и 4
мотоцикла.
В мае 1941 года при районном комитете физкультуры и
спорта была организована мотосекция, в которую записались 12 мотоциклистов со
своими мотоциклами, а после войны в 1949 году прошли первые соревнования
мотоциклистов города.
В феврале 1944 года в газете
«Красный Курган» отмечалось, что «На улицах Кургана резко возросло движение транспорта и пешеходов, а порядок
движения еще не установлен. Гужевой транспорт двигается по главным улицам, на
мостовых играют и катаются дети, пешеходы ходят по середине улицы, а не по
тротуарам». Далее отмечалось, что « В Кургане совершенно непригодные дороги и
мосты. Особенно сильно разбит тракт Курган – Рябково и по улице Пролетарской.
Здесь поломалась не одна автомашина и получили повреждения десятки лошадей».
В сентябре 1945 года было
установлено автобусное движение по маршруту Вокзал – Спиртзавод. Маршрут
проходил по центральным улицам города.
29 августа 1946 года была
организована автоколонна № 1855, как самостоятельное транспортное предприятие
по перевозке пассажиров. Для нее поступило 4 автобуса ГАЗ 03-30, позднее ЗИС –
8 и ЗИС – 16. В этом же году был открыт автобусный маршрут Вокзал – Рынок. На
линии работало 6 автобусов.
В 1950 году в продажу населению
поступила первая партия отечественных автомобилей «Москвич», их стоимость
составляла 9000 рублей, также на улицах можно было встретить автомобиль "Победа".
В 1951 году в городе работали три
поста регулирования движения: на перекрестках улиц Советская – Пролетарская,
Ленина - Гоголя и на переезде через железную дорогу по улице Пролетарской.
В 1952 году пассажирский
транспорт города пополнился четырьмя новыми комфортабельными автобусами. Теперь
по городу курсировало уже десять машин ЗИС – 155 и четырнадцать ГАЗ – 03-30 и
легковые такси.
За три месяца 1952 года
общественным транспортом было перевезено более 3 миллионов пассажиров.
февраля 1957 года в 4 часа 45
минут открылось движение по виадуку через железнодорожные пути с улицы
Пролетарской. Первым поехал автобус, за ним последовали автомашины, конские
повозки и пешеходы.
В 1961 году по примеру других
городов Курганское городское пассажирское хозяйство ввело на линии Рынок –
Вокзал движение автобусов без кондукторов. Гражданин, вошедший в автобус,
опускал деньги в кассу и сам отрывал билет. В городе увеличилось количество
легковых автомобилей.
В марте 1963 года в Кургане
началось строительство троллейбусной линии, и через два года открылось регулярное движение троллейбусов по маршрутам
«Химмаш – Уралсельмаш» и «КМЗ» - «Уралсельмаш». Конечно, далеко не каждая советская
семья могла позволить себе купить личный автомобиль, поэтому такого
количества автомобилей в городе не было, а те, что имелись, вполне
свободно передвигались по новым улицам города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий