пятница, 22 июля 2016 г.

История старого города. Сумка почтальона.

В нашем музее хранится совершенно удивительный экспонат, который всегда привлекает внимание посетителей. Предмет вызывает неподдельный интерес.



























Это сумка почтальона. 







Сумка почтальона












Видя удивление на лицах людей, приходится объяснять, что сей предмет никто в руках не носил, так как он был очень тяжелым и громоздким, в него входило больше тысячи писем и другой корреспонденции. Такие сумки возили на почтовых тройках между городами.

А как же обстояло дело со связью в Кургане лет так 100 -200 назад?
Первая почтовая экспедиция в нашем городе была открыта в 1799 году, в это же время прибыл первый экспедитор Михайло Рябухин. Почту принимали по четвергам, а отправляли в пятницу утром. Не успел написать письмо в четверг, сиди и жди следующей недели.
В 1834 году титулярная советница Екатерина Петровна Середкина заключила контракт с почтовой конторой на один год на содержание почтовой экспедиции в собственном доме за 125 рублей. В 1856 году мещанин Федор Фролов решил содержать городовую почтовую станцию с лошадьми. В 1872 году была открыта почтовая станция в частном доме мещанина Александра Пирожникова. Таким образом, у почтово-телеграфной конторы не было собственного помещения, и она располагалась в самых разных частных зданиях.







Дом на Дворянской, где располагалась почтово-телеграфная контора
















В 1906 году под почтово-телеграфную контору было выстроено специальное здание на улице Дворянской, оборудованное по последнему слову техники.
От Кургана почтовые и коммерческие тракты шли на Ялуторовск, Ишим, Петропавловск и Челябу. А сколько времени шла почта?



















 По-разному. Например, в 1891 году из Кургана в Ялуторовск почта доставлялась за 8 часов 40 минут, в Челябинск – за 9 часов.

В 1882 году было возбуждено ходатайство о проложении прямого почтового пути от Кургана до Шадринска.

После проведения железной дороги, а точнее в 1894 году, в Кургане был установлен первый телефон. Телеграфом  Курган был соединен с Челябинском, Томском и другими городами. Плата за слово составляла с Челябинском -10 копеек, с Томском – 5 копеек.





Телеграфный аппарат













В первые годы советской власти для пресечения попыток нарушить работу почты, выходит циркуляр Курганского уездного ревкома, по которому  предписывалось всем почтовым земским ямщикам нести добросовестно свои обязанности, а волревкомам способствовать приобретению для них лошадей, фуража и прочего. За неисполнение сего циркуляра виновных предавать суду Военно-революционного трибунала.
В 1921 году для обучения телеграфистов открывается телеграфная школа.

В 1925 году курганской почтово-телеграфной конторой дополнительно при почте была установлена перевозка пассажиров. К перевозке допускались лица, командируемые советскими, партийными, профсоюзными и кооперативными организациями. Плата за перевозку составляла 7 копеек за километр.
В 1928 году для более быстрой доставки почтовой корреспонденции решили установить почтовые ящики не только у домов горожан, но и у домов, принадлежащих коммунальному хозяйству, товариществам и жилищным кооперативам.
1 августа 1928 года произошло большое событие: на Курганский аэродром прибыл первый самолет с почтой под управлением летчика Овсянникова, и с 1931 года Курганской почтово-телеграфной конторой был открыт прием корреспонденции для отправки воздушной почтой во все города СССР.
Уже в 1935 году отмечалось, что через курганскую почту ежедневно проходят 4172 письма и свыше 100 посылок. Город ежедневно получал для своих подписчиков более 13 тысяч экземпляров газет и более 146 журналов. На телеграфе в одни сутки передавалось и принималось 1400 телеграмм. 2 телефонные станции в городе и на железной дороге имели 480 абонентов и 22 человека обслуживающего персонала.
В 1936 году в Кургане была запущена в эксплуатацию бронзовая телефонная линия Курган – Челябинск. Это дало возможность разговаривать с Челябинском круглые сутки, вместо одного часа ранее.
В 1940 году при почтовом отделении была открыта сберегательная касса.
В годы Великой Отечественной войны Курганская почта работала в усиленном режиме, отправляя и принимая ежедневно тысячи писем и другой корреспонденции. В эти годы Областное управление связи имело 22 доставочных участка, 33 почтовых ящика, 1 почтовую станцию, 8 лошадей, из них - 5 на перевозке почты, 5 автомобилей, из них 2 – на перевозке почты. Доставка почты производилась три раза в день.





Здание Курганского почтамта









В  1950-х годах под почту и телеграф строят новое здание, и в 1961 году в строй вступает новый Дом связи, сооруженный по проекту Ленинградского проектного института Министерства связи. Прекрасное здание, где имелись: почтовый зал, центральный переговорный пункт и телеграф. Теперь сообщение со всеми городами нашей страны было регулярным и бесперебойным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий