суббота, 16 июля 2016 г.

И снова о музее. Этот таинственный Либертэ.

Какие, все-таки, удивительные люди жили в нашем городе!
Практически в каждой своей публикации о музее я упоминаю имя директора Курганского областного краеведческого музея А.П. Либертэ. Понятно, что он очень много сделал для становления и развития музея. Но, кто он?
Вот скупые строки из разных документов.
Приказом № 11 от 9.11.1951 года директора музея А.П. Либертэ Курганский областной краеведческий музей открыт для посетителей.
Всего в музее числится 1550 экспонатов, из них 714 находятся в экспозиции: 76 по природе, 633 по советскому периоду.

Так кто же он такой?      


                                          






















Александр Петрович Либертэ родился в 1922 году в Москве, сын революционера Петра Либертэ и Веры Блюмберг. В годы Великой Отечественной войны учился на историческом факультете Актюбинского педагогического института, где впоследствии преподавал историю. В 1950 году защищает кандидатскую диссертацию, в этом же году волею судьбы попадает в Курган. 




Здание Курганского областного краеведческого музея (1950 - 1991 годы)











Именно он стоит у истоков создания Курганского областного краеведческого музея. При нем штат музея составлял всего три человека: это директор и два научных сотрудника. Но сколько сделали для музея эти три человека. За несколько лет значительно пополнились фонды музея, в том числе коллекция оружия ХVIII, ХIХ веков из Государственного исторического музея, о котором я упоминала ранее, была построена экспозиция, хотя, как я уже писала, помещение для этого было совершенно неприспособленным.   В 1955 году Министерство культуры РСФСР предоставляет музею, хоть старый, но очень нужный грузовой автомобиль ГАЗ-51.





А.П. Либертэ (2-й слева) среди сотрудников музея в здании бывшей церкви Александра Невского. 1950-е годы.











Но, по каким – то причинам, 10 ноября 1952 года директором музея назначается Павел Григорьевич Лукин, а бывший директор А.П. Либертэ переводится на должность научного сотрудника и художника-фотографа, а затем заведующего отделом истории. В апреле 1954 года исполняющим обязанности директора вновь назначается А.П. Либертэ, а с декабря 1954 года и до 1956 года директором.







А.П. Либертэ и художник Галунчиков.









В конце 1950-х годов Александр Петрович покидает Курган. Он возвращается в Москву, меняет фамилию Либертэ на Свободин и занимается театральной деятельностью. Под этой фамилией он и стал известен в нашей стране, как известный театральный критик, театровед, драматург, киносценарист. На удивленные вопросы по поводу фамилии Либертэ (с французского – «свобода»), объяснял, что такова была партийная кличка отца, которая впоследствии стала использоваться для документов, а настоящая семейная фамилия ему неизвестна.
Александр Петрович стоял у истоков создания московского театра «Современник», сотрудничал с журналом «Театр». Опубликовал много работ о современном театре: «Театральные встречи» 1965 год, «Зримое время» 1975 год, «Диалоги о современном театре» 1979 год, «Театральная площадь» 1981 год. Много писал о советских актерах: И.М. Смоктуновском, О.Н. Ефремове, М.А. Ульянове. Он автор драматической хроники «Народовольцы». 1969 год. В 1974-1983 годах он член коллегии студии Госкино СССР.









А.П. Свободин















 В 1986 – 1991 – главный эксперт Союза театральных деятелей СССР. С 1992 года – заместитель директора Мемориального культурного центра К.С. Станиславского «Любимовка». С 1994 года – председатель экспертного совета по театру при Министерстве культуры РФ. В 1995 году ему было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РФ. В настоящее время существует  театральная премия, носящая имя А.П. Свободина.
А.П. Либертэ (Свободин) скончался в Москве в 1999 году и похоронен на Троекуровском кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий