вторник, 28 июня 2016 г.

Балакшины в истории России.

Александр Николаевич Балакшин
Это человек, который вызывает уважение и восхищение своим умением организовать людей, своей неуемной работоспособностью, своей кристальной честностью и порядочностью. Благодаря энергии и труду этого человека зауральская сельскохозяйственная продукция сделала добрую славу нашему краю далеко за его пределами. Сегодня, когда наша страна теряет свою продовольственную независимость, изучение исторического прошлого дает надежду на то, что богатый опыт предыдущих поколений поможет в решении сегодняшних проблем российского сельского хозяйства.


























Детские и юношеские годы, проведенные в Ялуторовске, общение с декабристами и образование, полученное в открытом ими училище, гимназии наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Перед тем, как попасть в наш край семейство Балакшиных проживало в разных городах, но именно Кургану посчастливилось стать местом всей их дальнейшей жизни и деятельности. Большую роль в его судьбе сыграли единомышленники, друзья, люди, которые помогали ему многие годы:  А. П.  Ванюков, А.И. Грудзинский,  губернский агроном Н. Л.  Скалозубов, министр земледелия А.С. Ермолов, именно он поддержал идею об открытии в Кургане Отдела Императорского Московского общества Сельского хозяйства (МОСХ), что и было сделано в 1897 году и многие другие. 

  





Здание КОМОСХа








 Вопросы сельского хозяйства, маслоделия, жизни сибирского крестьянства всегда волновали Александра Николаевича. В своей деятельности он стремился следовать главной идее – всестороннему подъему Сибири, а главное – подъему материального уровня народа, населявшего Сибирь. Балакшин считал, что для поднятия экономического состояния сельского  населения, занимающегося маслоделием, и для улучшения самой техники маслоделия необходимо содействовать объединению самих производителей молока, чтобы маслодельная промышленность всецело находилась в руках этих производителей.   




















Александр Николаевич говорил о пользе создания сельскохозяйственных товариществ, осуществляющих совместные торговые операции, о желании Отдела МОСХа принять под свою защиту интересы местного крестьянства и быть их представителем перед экспортерами. В результате была создана Правительственная организация по устройству маслодельных кооперативных товариществ, коротко именуемая – "Организация", которая встала на защиту крестьянских интересов.  Частные заводчики увидели в этом серьезную конкуренцию и сразу оказали противодействие, стараясь провалить артельное дело. Они стали вести личную борьбу с Балакшиным, обвиняя его в стремлении наживать с артелей деньги, и даже обвинили его в неблагонадежности. Заводчики писали жалобы в разные министерства, но не имели успеха.  Балакшин испытывал сильное давление не только со стороны заводчиков, но и экспортеров, входящих в состав Отдела и желающих направить деятельность КОМОСХа в свою пользу, тем более, что в числе членов Отдела было очень мало крестьян. Иностранные экспортеры принимали различные меры, чтобы ликвидировать Организацию. Собрания Отдела сделались ареной разных пререканий, чуть ли не судебных разбирательств. В результате, Александр Николаевич отказался от должности председателя и выступил с речью, где высказал мотивы своего отказа: «Своей деятельностью в Организации я помог развитию и расширению кооперативного маслоделия  в Западной Сибири. До основания Организации артельные маслодельни, сжатые кольцом частнопредпринимательских заводов, стояли на точке замерзания, не расширялись и не увеличивались.  В продолжение трех лет работы Организации, я помог крестьянам при большой оплате молока сберечь не одну сотню тысяч рублей, которые были бы в карманах частных предпринимателей».











Завод сливочного масла купца Валькова









В 1905 году Александр Николаевич решает баллотироваться в Государственную Думу, чтобы в ней работать на благо Сибири и сибирского маслоделия.  Он сделал попытку организовать в Кургане свою партию, которую назвал «Народным Трудовым Союзом».
10 ноября 1905 года А.Н. Балакшин пишет воззвание к крестьянам Зауралья: «...Мы верим, что в русском народе теплится искра Божия… Он знает, что земля может быть только общим достоянием, что каждый трудящийся имеет на нее право и все одинаково должны пользоваться земными благами, помогая друг другу, и общими, соединенными усилиями жить как дружная семья. Пусть наш народ даст волю своим добрым чувствам, и он сумеет создать не только справедливость, но и оказать милосердие слабым, бедным и угнетенным. Россия считается великим государством. Покажем, что это величие не по пространству только, а в величии христианской души, которая вложена в нас Богом.»             Но политическая активность А.Н. Балакшина и его попытки баллотироваться в депутаты Государственной Думы были пресечены Курганской полицией. 22 марта 1906 года были произведены обыски в домах Балакшина в Логовушке и в Кургане и в домах его сыновей.  Было возбуждено судебное дело, которое тянулось полтора года. В результате, суд оправдал Александра Николаевича. В оправдательном приговоре было сказано: «…Воззвание Балакшина,  по содержанию своему не заключает в себе прямого призыва или возбуждения к учинению бунтовщического или изменнического деяния, или к насильственному ниспровержению существующего в государстве общественного строя, или к неповиновению или противодействию закону, или к учинению какого-либо иного тяжелого преступления…». Однако, это не позволило Балакшину выставить свою кандидатуру в Государственную Думу. 


























На этом закончились его попытки, начавшиеся еще в Казанском университете, принять участие в политической жизни России. За время следствия противниками Балакшина было сделано все, чтобы отстранить его от заведования Организацией по устройству маслодельных кооперативных артелей. В Тобольск из Кургана поступали доносы не только о его противоправительственной деятельности, но и обвинения в присвоении семейством Балакшиных сумм, отпускаемых для нужд Организации. 
Но впереди Александра Николаевича ждало еще более великое дело – создание Союза Сибирских маслодельных артелей.  10 ноября 1907 года был создан Союз сибирских маслодельных артелей - Организация, которой суждено было стать крупнейшей не только в России, но и во всей Европе.  Двенадцать маслодельных артелей объединились в кооперацию. В 1917 году их было уже около 1,5 тысяч, членами Союза были около полумиллиона хозяев Западной Сибири. 






Союз Сибирских Маслодельных артелей













Союз имел свои представительства в Англии, Германии. Торговый оборот ССМА составлял 160 миллионов золотых рублей. С одиннадцатого места в конце ХIХ века по экспорту масла, Россия вышла на второе, уступив только Дании. И в этом огромная заслуга Александра Николаевича Балакшина. 





Дегустация сибирского масла














Погрузка масла в вагоны-ледники
















Сибирское масло на складе в Лондоне












Союз оказывал реальную помощь крестьянам – маслоделам, для повышения квалификации мастеров организовывались поездки в Данию и Англию, открывал школы и курсы мастеров маслоделия, участвовал в многочисленных благотворительных акциях по оказанию помощи малоимущим. 






Скородумская маслодельня













В 1915 году Александр Николаевич передает свои полномочия старшему сыну Андрею и навсегда уезжает в Англию, где в 1921 году умирает. Ему было 77 лет. Его могила находится на Хайгетском кладбище, рядом с могилой Карла Маркса. Совпадение?




Андрей Александрович, Елизавета Михайловна, Александр Николаевич Балакшины в Англии. н.ХХ века












Есть ли сейчас в нашей стране такие люди, как Балакшин, обладающие невероятными организаторскими способностями, такой силой воли и духа, способные так любить свой народ и противостоять разного рода вредителям и клеветникам? 


воскресенье, 26 июня 2016 г.

Курганские меценаты.

Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 веке до н.э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени.
В России меценаты появляются в конце ХVIII века, они жертвуют определенные суммы на благотворительность. Расцветом  меценатства в России принято считать вторую половину ХIХ века, благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему. Каждый большой и маленький город имел таких покровителей.
Собственно, первые упоминания об акциях благотворительности в нашем городе относятся к первой половине ХIХ века, и связаны они с именами декабристов, живших на поселении в Кургане в разные годы. Щедрыми жертвователями были: Михаил Михайлович Нарышкин и его супруга Елизавета Петровна, П.Н. Свистунов, Д.А. Щепин - Ростовский, А.Ф. Бригген и другие. Они оказывали значительную помощь Курганскому уездному училищу, жертвовали приличные суммы на Троицкую церковь.

В нашем городе в конце ХIХ - начале ХХ века были разные благотворительные заведения: богадельни, приюты, детское убежище, бесплатные столовые. Формы помощи в них также отличались разнообразием: предоставление ночлега, бесплатных обедов, особенно в неурожайные годы, бесплатное проживание, медицинская помощь и другие.
 Большая часть средств поступала от курганского купечества. Купечество принимало активное участие в общественной жизни города, много занималось благотворительностью, исполняло обязанности церковных старост, почетных попечителей учебных заведений. Купцы жертвовали огромные суммы на строительство церквей, школ, училищ, на медицину, учреждали стипендии. Одной из самых известных своей благотворительной деятельностью семей является семья Смолиных.
























Дмитрий Иванович Смолин, а затем его сыновья были крупнейшими благотворителями в городе. Сам Дмитрий Иванович был почетным членом Тобольского губернского попечительского совета детских приютов, членом общества попечения о раненых, председателем комитета по разбору и призрению нищих в Кургане. На деньги семьи было открыто Никольское детское убежище, построена церковь Александра Невского, оказывалась постоянная материальная помощь учебным заведениям и многое другое. В своем завещании Д.И. Смолин распорядился составить капитал в сумме 50 тысяч рублей для обеспечения престарелых служащих и рабочих своих предприятий.

























Иван Иванович Дерягин многие годы исполнял обязанности директора Курганского попечительного о тюрьмах отделения, являлся бессменным членом Попечительного Совета Александровской женской гимназии, жертвовал большие суммы на Троицкую церковь,  мужское уездное училище.

















Семен Иванович Березин был церковным старостой Богородице-Рождественского храма, делал крупные пожертвования на строительство городской больницы, уездное училище, входил в Совет директоров Курганского Попечительного о тюрьмах отделения, помогал городской богадельне. На деньги Березиных было выстроена ремесленная школа для мальчиков. 





















Много средств жертвовали мещане, крестьяне. Большинство жителей города старались быть полезными обществу, отдавая на благотворительность, они приобретали не только душевное спокойствие, но и почет и уважение горожан.
К сожалению, октябрьская революция разрушила налаженную годами систему благотворительности и меценатства. Многие благотворители стали нищими и вынуждены были либо эмигрировать, либо были сосланы далеко от родных мест.

пятница, 24 июня 2016 г.

Истории музейных предметов. Польский самовар.

Любили в прежние времена горожане попить чаю из горячего самовара, который был непременным атрибутом любого застолья. Обычно самовар ставили на большой обеденный стол, слева от хозяйки. К чаю подавали пряники, куличи, печенье, кренделя, мед, варенье.

В нашем музее хранится совершенно удивительный экспонат, который привлекает внимание посетителей своей красотой и изяществом. Это польский самовар ХIХ века фирмы «B. Henneberg». Самовар был приобретен у жителя города Кургана Семена Ивановича Шепеля в 1971 году. Тогда его оценили в 50 рублей. Самовар выполнен во второй половине ХIХ века в Варшаве. Корпус изготовлен из светлого металла с блестящим серебряным покрытием. По верхнему краю тулова – цветочная гирлянда, над краном – выпуклый медальон овальной формы. На днище клеймо в овале «B. Henneberg. Warszawa» и номер 982. Польский самовар является редкой вещью для нашего города, можно даже сказать уникальной, и тем не менее, самовар оказался у нас в музее. Нужно сказать, что в 1950-70-х годах сотрудники краеведческого музея приобрели много совершенно удивительных предметов, которые и по сей день  удивляют и радуют посетителей.     

























 Фабрика посеребренных изделий «B.Henneberg» была основана в 1856 году Юлиушем Хеннебергом и Михалом Чайковским. Фирма выпускала не только самовары, но и другие предметы для сервировки стола (вазочки, соусники, подстаканники и многое другое). Все предметы изготавливались из неценных металлов (медно-никелевых и цинковых сплавов), а затем покрывались тончайшим слоем серебра. Что значительно снижало их стоимость. Такие предметы выглядели как серебряные, но вскоре серебрение облезало и обнажалась желтая латунь.
Но наш самовар особенный, несмотря на то, что ему уже больше ста лет, выглядит он великолепно!


понедельник, 20 июня 2016 г.

История старого города. Продолжение. "Жирный город".

Хорошее было время.
Курган всегда считался «жирным» городом. Продуктов было очень много, и они были невероятно дешевы: 5 копеек стоил килограмм мяса, сотня яиц - 15 копеек, масло 12 копеек за фунт, пуд муки (16 килограмм) простого помола – 50-60 копеек, а высший сорт крупчатки за один пуд вместе с мешком – 1 рубль. Таким образом, на три рубля можно было купить мясных, молочных и овощных продуктов на неделю для семьи из четырех человек.

 В ХIХ веке торговля проходила в основном на ярмарках и торжках. В Кургане в течении года проходили четыре больших ярмарки: самая богатая - Рождественская, проходила зимой. В это время целые кварталы были заставлены тушами свиного и бараньего мяса, кучами были навалены всевозможные сорта рыб, которые очень быстро раскупались городским и сельским населением. Коробами стояли тушки зайцев, рябчиков, куропаток, косачей.



















Весной проходила Алексеевская, ее еще называли конной ярмаркой. К каждой ярмарке киргизцы пригоняли табуны лошадей, а цыгане – барышники покупали этих лошадей, подстригали, прихорашивали, выпаивали им косушку водки, хлестали кнутами и старались продать за резвых скакунов. Торг сопровождался площадной бранью, битьем по рукам и разными прибаутками. Цыгане гоняли на лошадях по всей площади. Крики людей, ржание и топот лошадей, звон колокольчиков, хлопанье бичей, все это сливалось в один сплошной шум. То и дело слышались крики цыган: «Не лошадь – пуля, ни сопата, ни горбата, живота не надорвать». После удачно состоявшейся сделки распивали «магарыч», а в это время табуны лошадей бились в тесных загонах.




































 Осенью проходила Дмитриевская ярмарка. На площадях рядами стояли тесовые и брезентовые балаганы, в которых продавались: самовары, фаянсовая и хрустальная посуда, медные тазы, меха бараньи, лисьи, медвежьи и всякие другие. Один за другим стояли ряды палаток с одеждой, обувью, конской сбруей, детскими игрушками, посудой и кухонной утварью. Почти всегда на ярмарке находился «обжорный ряд», где в большом количестве готовились пельмени, мясные и рыбные блюда, блины и оладьи, здесь же посетитель мог купить кружку браги, пива или стакан водки. По ярмарке всегда ходил сбитенщик с горячим самоваром, в котором находился сбитень – густой сладкий, горячий чай.
В Курган приезжали торговать Петербургские, Московские, Тобольские купцы, предварительно сделав запрос в Курганское хозяйственное управление с просьбой оставить место по правую или левую руку в том или ином торговом ряду. Торговые обороты таких ярмарок были огромны. Богатели не только торговцы, но и городская казна.

воскресенье, 19 июня 2016 г.

Праздник Святой Троицы в Кургане.

Сегодня Троица, один из главных православных праздников. Поздравляю всех с праздником! В старину в честь Святой Троицы в городе устраивали большие гулянья. Сегодня праздник отмечался на Царевом городище, где в 1679 году возникло первое поселение.  В мою задачу входило оформление выставки опоясок из фондов областного краеведческого музея.





















Пояс (опояска) на Руси был непременным атрибутом, как мужской, так и женской одежды, и играл в жизни человека очень большую роль. Пояс в буквальном смысле сопровождал человека от рождения до смерти и выступал в роли оберега. В старину говорили, что без пояса ходить грех. Отсюда и слово «распоясаться» - стать распущенным, непорядочным. Женщины носили два пояса, один под одеждой, который не снимали даже на ночь, другой поверх одежды.



















Существовали пояса обычные, повседневные и праздничные. Особое значение имели свадебные пояса. Обычные пояса отличались от праздничных меньшей длинной и более скромной отделкой. В нашем крае было очень много старообрядческих семей и, естественно, в фондах хранятся старообрядческие опояски. Их отличие от обычных состоит в том, что на них изображены ромбы, треугольники, зигзаги. Праздничные опояски розового или красного цвета с кистями, такие же примерно и свадебные. Женские опояски обычно однотонные, а мужские с вертикальными полосами по всей длине. Существовали еще именные опояски, на которых вышивались слова и целые предложения, например, такие: «Мария ткала для Ивана» или что-то в этом духе.







































В нашем крае пояса (опояски) выступали в роли непременного атрибута борцовских состязаний.          Чаще всего такие состязания были приурочены к весенним и летним христианским праздникам: Пасхе, Радунице, Троице. В самом Кургане состязания борцов на опоясках проходили обычно на Троицу возле большого царева кургана. Борьба на «опоясках» имела разные названия «вохотку», «вопояски», «крестьянская» и другие. 

  


















Каждое состязание проходило обычно при большом количестве людей, подбадривающих своими криками борцов. На площадке могли одновременно состязаться одна или несколько пар. Победившие борцы вступали в состязание друг с другом. Единственный оставшийся победитель получал уважение и почет всех жителей.
В последнее время идет возрождение этих традиций, что мы сегодня с удовольствием наблюдали.